Подшипники шариковые упорные
Подшипники шариковые упорные используются в узлах таких машин как:
- вертикальные центрифуги;
- тихоходные редукторы, передающие большие крутящие моменты;
- крановые крюки;
- шпинделя металлорежущих станков;
- опоры поворотных кранов;
- вращающиеся центры металлорежущих станков;
- домкраты и др.
Описание и модификации подшипников шариковых упорных
Для восприятия осевых нагрузок был разработан упорный шариковый подшипник. Существуют одинарные и двойные упорные шариковые подшипники.
Одинарные подшипники типа 8000 способны воспринимать осевую нагрузку в одном направлении. Соответственно двойные подшипники типа 38000 воспринимают осевую нагрузку в обоих направлениях.
В комплектацию одинарного подшипника входит комплект качения в сепараторе и два кольца. «Свободное» кольцо устанавливается на корпус, а «тугое» - на вал с соответствующим посадочным местом. Как правило, внутренний диаметр «тугого» кольца меньше внутреннего диаметра «свободного» кольца примерно на 1 мм. Из-за несоответствия осей вала и корпуса упорные подшипники выходят из строя. Чтобы дать подшипникам возможность самоустанавливаться рекомендуется производить установку «свободного» кольца на корпус с зазором около 0,4 ÷ 0,6 мм на диаметр. Таким образом, указанной величиной зазора компенсируется несовпадение осей вала и корпуса.
В результате нарушения перпендикулярности оси вала к опорной поверхности корпуса возможен перекос осей колец. Для его устранения рекомендуется подкладывать любой пластический материал под опорную поверхность свободного кольца, например, кожу, линолеум, маслостойкую резину и т.п).
Двойные упорные шариковые подшипники включают в себя одно «тугое» кольцо с двумя дорожками качения и два «свободных» кольца с сепаратором и двумя комплектами тел качения в нем.
Применение типов подшипников шариковых упорных
Упорные шарикоподшипники со сферическими подкладными кольцами представлены одинарным типом 18000 и двойным типом 848000. Они являются нестандартными типами подшипников. Вследствие возникновения большого трения при скольжении сферы подкладного кольца о сферу подшипникового кольца ограничивается самоустановка таких колец, поэтому применять данный тип подшипников при новом проектировании узлов машин не рекомендуется.
Воздействие центробежных сил в процессе эксплуатации приводит к тому, что ненагруженный ряд тел качения, в основном у двойных упорных шарикоподшипников, стремится выскочить из желобов. Это приводит к смещению осей вращения шариков, из-за чего возникает трение между желобами колец и шариками, вызывающее повышение температуры и разрушающее поверхность шариков и желобов колец. Чтобы избежать такого негативного воздействия, ненагруженный ряд тел качения и свободное кольцо рекомендуется загружать постоянно действующими пружинами.
В некоторых механических узлах для восприятия осевых нагрузок можно применить не подшипники шариковые упорные, а обычные шариковые радиальные однорядные подшипники, выбранных в зависимости от величины осевой нагрузки.